Никто не хочет быть несчастным, но счастье отходит на второй план, когда под угрозой безопасность.
В основе логики эволюции лежит выживание, и в начале пути близость к матери выступает приоритетом. Психика ребенка перестраивается, чтобы сохранить ее любой ценой. От природы все мы способны обрести счастье и наделены возможностями для его воплощения. Если родители позволяют нам сохранить себя, этого достаточно, чтобы проложить курс и наслаждаться путешествием. Неприятности неизбежны, но человек, получивший достаточно любви, в силах преодолеть их и оправиться. Именно любовь создает необходимый простор для творчества, питает и защищает нас, поддерживая иммунитет к саморазрушению. Любовь к себе - эквивалент гармонии и здоровья, причина и суть любви к другим. Не удивительно, что человек, лишенный любви, стремится восполнить ее дефицит - привычными суррогатами. В зависимости от того, в каких ситуациях ребенок чувствовал себя наиболее ценным, заметным, принимаемым, варьируются способы удовлетворения потребности быть любимым. Люди вызывают сочувствие и жалость, привлекают внимание провокационным поведением, изнуряют себя и жертвуют собой в поисках одобрения, погружаются в грёзы и зависимости, подчиняют жизнь правилам или идеалу. Это не делает их счастливыми, но помогает почувствовать себя лучше знакомым и понятным путем.
Вопреки распространенному мифу, люди всегда действуют в собственных интересах - основываясь на представлениях о том, в чем они состоят и как их реализовать. Самосознание ребенка, выросшего в атмосфере уважения и любви, позволяет ему самостоятельно удовлетворять собственные потребности, будь то утешение или принятие, и потому он свободен взаимодействовать с миром с позиции целостности, полноценности. Но обделенный воспринимает реальность через призму хронического дефицита участия и тепла. Будучи в разладе с собой, невозможно выстроить гармоничные взаимоотношения с другими - можно потреблять их или пытаться осчастливить, будоражить или спасать, поглощать или растворяться.
Люди привыкают ассоциировать себя с последствиями глубоких детских травм, считая их неотъемлемой частью своей личности. Боль и страх побуждают выживать, вместо того, чтобы жить. Но когда непрожитое прошлое становится пережитым, знакомство с собой только начинается. Если вы потеряли связь с собственным "Я", не отчаивайтесь: друг, которого вы всегда искали, ждет вас впереди, за горизонтом одиночества, и каждый, кто обретал себя после разлуки, знает: эта встреча искупает всё.