Сегодня это опубликовали на новостном портале Иркутска)
Представляем репортаж из Слюдянки. Мы назвали его “Город между прошлым и будущим” не просто так. Именно такие ощущения оставляет за собой это место
. Место, из которого при должном внимании может получиться конфетка, место, в котором можно жить в окружении гор на берегу великого озера, по утрам наслаждаясь кофе и чудесными видами. Место, за которым может быть будущее, учитывая его расположение. И в то же время город выглядит немного унылым от большого числа заброшенных строений, по которым уже и не понять, что это было.
Вообще это очень древнее поселение на берегу Байкала. Первые люди на территории Слюдянки появились в энеолитическую эпоху, такие выводы сделали после найденных в 1962 захоронений на Шаманском мысу, сообщается на сайте горадминистрации. В пещерах на Шаманском мысу найдены рисунки и наскальная живопись древних людей, однако после подъема уровня Байкала в связи с началом эксплуатации Иркутской ГЭС они оказались под водой. Предполагают, что в первом веке до н. э. на территории Южного Прибайкалья жили гунны. Затем их сменили курыканы. В XI веке их вытеснили монгольские племена, которые заселили в том числе и Слюдянку. Также здесь проживали эвенки.
В середине XVII века началась русская колонизация Сибири. Слюдянка оказалась богата, помимо пушнины, также слюдой. Этот минерал обнаружили тогда в реке, которую и назвали позже Слюдянкой. Первый русский острог в Слюдянке появился именно благодаря слюде. И связано его основание с именем, известным всем сибирякам – Иваном Похабовым. Однако после острог перенесли в Култук. И долгое время никаких населенных пунктов на территории Слюдянки не было – вплоть до 1802 года. В 1766 и 1780-х годах в Слюдянке открыли месторождения нефрита, ляпис-лазури и неосваиваемые месторождения слюды. Край начали заселять, застраивать. В 1802 было основано Слюдянское зимовье. К 1805 году уже построили колесную дорогу от Иркутска до Кяхты, проходящую через Хамар-Дабан. Ей пользовались летом, а зимой грузы перевозили по льду Байкала. В 1850-х Муравьев-Амурский одобрил строительство Кругобайкальского тракта вдоль берега Байкала.
В 1899 году основали железнодорожный поселок Слюдянку. Паровозное депо, а также всемирно известный Слюдянcкий вокзал из белого мрамора были сданы в 1904, а у же в 1905 было открыто движение по Кругобайкальскому участку Транссиба.
В 1930 был основан Слюдянский район, центром которого стала именно Слюдянка. В 1936 она получила статус города. Город пережил войну, продолжал заниматься добычей слюды, стал крупным железнодорожным узлом. К 49 году 20 века построили участок железной дороги Слюдянка — Большой Луг — Иркутск. Построили станции Слюдянка II и Рыбзавод (вблизи рыбоконсервного комбината).
В 1975 добычу слюды в Слюдянке прекратили. Но продолжали добычу мрамора, гнейса и других минералов. Добывали здесь и рыбу, в Слюдянке действовал Южно-Байкальский рыбоконсервный завод, но в 1998 он закрылся.
Сейчас город остается крупным железнодорожным узлом. И власти всех уровней сходятся во мнении, что будущее Слюдянки – за развитием туризма. Мы прогулялись по городу.
Действительно, быть в качестве туриста здесь интересно, есть на что посмотреть, помимо озера Байкал и гор, в Слюдянке красивые улочки с частными домами, действует музей минералов. Однако не хватает обустроенных кафе, мест, где можно посидеть на удобной лавочке, спрятаться от дождя, в общем элементарных удобств для туристов. Они есть разве что в центре и еще ряде мест. Это, конечно, нисколько не пугает туристов с рюкзаками за плечами, что находятся в Слюдянке по пути на Хамар-Дабан, к озерам и другим природным объектам, однако и их могло бы немного задерживать в городе .В городе, к примеру, много заброшенных построек, вместо которых могли бы быть скверы и парки. Однако это в сотню раз лучше Листвянки – туристического центра Байкала, в настоящее время оставляющего жуткое впечатление. Из Слюдянки можно сделать новый туристический центр, но аккуратно, бережно, без фанатизма, для людей – гостей и местных жителей. Мы надеемся, что так и будет.
Водонапорная башня, находится в 300 метрах юго-западнее станции. Построена в 1900 году ссыльными поляками.
Отредактировано Ева Горо (13 Янв 2021 16:59:55)