Вертинский и его сестра Надя родились вне брака (супруга их отца не согласилась дать развод). И когда умирает их мать, Саше было всего 3 года, Наде - 5, брата и сестру разлучают по разным семьям. И чтобы мальчик не искал свою сестру, ему говорят, что она умерла.
Когда он, будучи уже взлослым, начинающим артистом, приезжает из Киева в Москву, то случайно наталкивается на фамилию Н.Н. Вертинская на одной из театральных афиш. Он с надеждой пишет письмо в театр не она ли это. И оказывается, что да, это его сестра. Соединившись спустя столько лет, они становятся очень близки. Надя снимает комнату в доме Бахрушина на Тверской 12 и теперь они живут вместе.
Тогда молодежь повально увлекалась кокаином. Он открыто продавался в аптеках, кокаиновые капли от зубной боли давали даже детям, когда у них резались зубки.
Такую популярность кокаина в Европе связывают с именем Фрейда. Считается, что это он ввел кокаин в медицинскую практику. В 1880-е годы Фрейд публикует одну за другой 3 восторженные статьи о кокаине, где называет его "магическим" и рекомендует своим пациентам и друзьям как лекарство буквально от всего.
А Вертинский вспоминает: "...однажды я
выглянул из окна мансарды, где мы жили (окно выходило на крышу), и увидел, что весь скат крыши под моим окном усеян коричневыми пустыми баночками из-под марковского кокаина. Сколько их было? Я начал в ужасе считать. Сколько же я вынюхал за этот год!" Он безумно испугался и отправился к знаменитому тогда психиатру Баженову. "Подходя к остановке, я увидел совершенно ясно, как Пушкин сошел со своего пьедестала и, тяжело шагая "по потрясенной мостовой" (крутилось у меня в голове), тоже направился к остановке трамвая. Пушкин стал на заднюю площадку трамвая и воздух вокруг него наполнился запахом резины, исходившим от плаща". Вертинский пишет, что отчетливо видел, как Пушкин протягивал кондуктору медный пятак, которого уже не было в обращении и он пытался обьяснить ему почему кондуктор не берет таких денег...
В итоге, знаменитый психиатр вылечил Вертинского, а его сестру нет. Она так и умерла от передозировки в 26 лет. У Александра Вертинского есть прелестная песенка "Кокаинеточка". Он посвятил ее ей:
"Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка.
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы..."