Антибиотики: исчезающий вид.
Эпохе антибиотиков 70 лет. Многие люди считают само собой разумеющимся, что антибиотики всегда будут доступны, когда мы в них нуждаемся. Даже в странах с самым высоким доходом мало кто проживает жизнь, не используя антибиотики.
Антибиотики сегодня мистифицированы, стали символом человеческого контроля над неприятностями. Подобно ацтекам, которые твердо верили, что без их ежегодных жертвоприношений солнце не взойдет, а Вселенная распадется, современники глотают антибиотики, ставя им мистические задачи - быстрее выздороветь, вообще не заболеть, температура «слишком жарит», просто страшно, голова давно болит – есть антибиотик, он спасет. Когда-то давно они действительно стали волшебной палочкой в руках человека, подарив контроль над ведущим монстром, уносящим жизни – инфекционными заболеваниями.
Однако возникновение и распространение устойчивости к ним бактерий (единственное, на кого они способны влиять) – это то, что должно бы вызвать страх у всех нас.
Итак, я собираюсь помочь вам бояться, если вы еще не.
«Если мы не сможем действовать, мы смотрим на почти немыслимый сценарий, когда антибиотики больше не работают, и мы возвращаемся в темные века медицины», - Дэвид Кэмерон, бывший премьер-министр Великобритании
1. Приближаемся ли мы к постантибиотической эре?
Станут ли снова убийцами те инфекции, которые сейчас считаются «обычными»? Идем ли мы назад, в те времена, когда пенициллин еще не был доступным для использования? Глядя на то, как сейчас обстоят дела, если мы срочно не предпримем меры, то ответом на все эти вопросы будет - «да».
Уже появились штаммы бактерий, резистентные к каждому антибиотику, открытому на сегодняшний день. Открыть новый антибиотик сегодня намного сложнее, чем раньше. И меньше фармацевтических компаний, которые готовы это сделать. Всемирный экономический форум в своем Докладе о глобальных рисках в 2013 году поставил проблему антимикробной резистентности наравне с проблемами неограниченного распространения оружия массового уничтожения и глобального экономического кризиса
Неправильное и неоправданное применение антибиотиков часто цитируется, как достигающее 50%.
Каждый из нас меняет бактерии, которые живут в этом доме, на этой ферме, в этой больнице. И это не важно, что я могла не употреблять антибиотик ни разу, те, кто их регулярно употребляют выращивают для меня смертельный штамм. Корни проблемы не только в медицине, но реализация за счет медицины ускоряется и усложняется.
Если не «защищать антибиотики», то к 2050 году более 10 миллионов человек по всему миру погибнет от инфекций, инфекций, вызванных устойчивыми к антимикробным препаратам микроорганизмами. Эта цифра больше, чем число людей, умерших в настоящее время от рака
Сегодня все регионы ВОЗ испытывают проблемы с резистентностью микроорганизмов к антибактериальным препаратам, однако честная информация о состоянии резистентности поступает только от нескольких стран, поэтому мы не имеем реального представления о степени распространенности резистентности к антибиотикам во всем мире.
2. Во всем виноват человек?
Успокоимся, нет, не использование таблеток породило резистентность.
Существуют доказательства того, что антибиотики появились уже очень давно - от 2 до 4 миллиардов лет тому назад. А резистентность, усложняющая применение антибиотиков в медицине, это тоже давний феномен.
В одной публикации 2011 года рассказывается об анализе бактерий, полученных из вечномёрзлого грунта Юкона в Канаде. Этот вечномёрзлый грунт сохранил бактерии, которым около 30000 лет, настолько хорошо, что исследователи смогли определить гены и уровень резистентности этих бактерий к различным антибиотикам, включая пенициллины, тетрациклины и гликопептиды. Удивительно то, что в бактериальной ДНК имелись гены устойчивости к гликопептидам, которые кодировали возможность выработки ферментов по функциям схожих с современными ферментами устойчивости к ванкомицину. Даже по структуре те древние белки устойчивости к ванкомицину были очень схожи с современными белками устойчивости.
Идентификация предполагаемых генов антибиотикорезистентности указывает на их существование в кишечнике человека еще до появления первых антибиотиков.
Резистентность - это древнее и естественное явление из мира бактериальных цивилизаций, это их механизм выяснения отношений между собой, захвата власти и территорий.
Человек - лишь малыш, отобравший игрушку у этих древних созданий. Правда, он не знал всех правил игры. Подражая, мы создавали новые игрушки. Однако новые антибиотики, вводимые в клиническую практику, быстро «выбирают» бактерии с встроенными спящими генетическими механизмами устойчивости, существующими в микробном сообществе уже тысячи лет.
3. Испортили старое – сделаем новое.
Не работает, пробовали. Промежуток между началом использования нового антибиотика в клинической практике и датой обнаружения первых устойчивых к нему штаммов – очень короткий. Это настолько регулярное и предсказуемое явление, что его вполне можно считать законом природы.
Серьезный вызов для всех, кто отвечает за назначение антибиотиков.
Серьезная дилемма для фармбизнеса. Такая непредсказуемость очевидно не привлекательна для вложения больших денег в изобретение новых препаратов. Перспектива создать то, что завтра никому не нужно, не стоит миллиардов и трудов.
Ну и снова о главном. Мы мало что контролируем, вопреки нашим желаниям.
Трепещите! Исход бактериальной инфекции определяется многими факторами, на большинство из которых врачи НЕ могут оказывать влияние:
1. вирулентностью микроорганизма (воинственностью) и его устойчивостью к антибиотикам.
2. иммунным ответом организма (да, полиоксидоний не может вмешаться в микрокосм)
3. фармакодинамическими (ФД) свойствами антибиотика (расшифровка ниже).
Единственным фактором, который в некоторой степени может быть подвластен на практике, является фармакокинетика (ФК) антимикробных препаратов.
ФД «то, что «то, что лекарство делает с организмом, в который попало».
ФК «то, что наш «то, что наш организм делает с лекарством, попавшим в него»
Проще говоря. Мы не можем влиять на шарики и ролики того, как организм будет болтать конкретное лекарство в своих недрах (метаболизм), как будут гибнуть враги и какие потери «наших» мы понесем. Мы можем влиять на то, как мы вводим препарат (способ применения, время суток, доза, частота и скорость введения).
Проблемы контроля антимикробной терапии
Бактерии мудрее нас, не жалея информации друг для друга они становятся сильнее. Думать, заботиться друг о друге, меняться согласно новым знаниям. Так делают микроорганизмы - коренные жители нашей планеты.
Можно ли спасти антибиотики?
При помощи согласованных усилий на международном уровне и взаимодействии со всеми частями общества мы могли бы отойти от края пропасти, которая угрожает современной медицине. Debra Goff - одна из спасателей антибиотиков, придумала термин «защита антибиотиков», подчеркнув, что это наша общая задача, а не политика «ограничения», «контроля». Защита - это осмысление, сознательная бережность, осознанная уязвимость в действиях.
Из исследований нам известно, что в краткосрочной перспективе ограничительные мероприятия более эффективны, чем образовательные, но не в долгосрочной перспективе. Наказать и отобрать – сработает сейчас, но не завтра.
Вызовы современного пространства:
1. Современная отечественная педиатрия – крайне невротическая область, где реки антибиотиков скрывают оба берега страхов, как назначающего, так и принимающего. Промедление расценивается как катастрофа. Случился отит? - что же вы наделали! Еще вчера надо было спасаться антибиотиком! Ждать нельзя, действовать. Жизнь убивает, антибиотик спасает.
2. Обычное (тем более слегка необычное) детское ОРВИ ведет несколько специалистов, часто с разным мнением – лор, педиатр, пульмонолог, скорая помощь. При этом мнение самого главного детского специалиста – педиатра – самое незначительное.
3. Странный подход к госпитализации. Было бы логично, любыми путями сокращать нахождение в больнице, все мы знаем, что это ведет к заражению устойчивой флорой, реинфекциям и многим другим, к тому же это затратно. В нашей культуре детский стационар – мистическая, болезненная, “карающая”, но и тем самым спасающая лечебница, где непременно нужно вылежать ритуально положенные койко-дни.
4. Лжестатистика, отрицание проблем как следствие страха на всех уровнях общения специалистов.
Однако, практика показывает, что данные полезны, только когда они становятся доступны медицинскому персоналу, способному внести улучшения, а также управляющим кадрам, ответственным за предоставление безопасного и эффективного лечения
5. Сама того не ведая, альтернативная медицина, вокруг которой столько смешного буллинга, влияет на общее дело мегапозитивно. Берет на себя функцию чудо-контроля, развлекает пациента, пока его иммунитет сам разбирается с болезнью, спасая очередной антибиотик из лап резистентности (пока самопроходящее заболевание самопроходит). В педиатрии это наиболее актуально, т.к. очень много самоограниченных и тревожных родителям штук случается с детьми в процессе их взросления.
Краткое содержание.
Может ли человек выиграть битву против резистентности? – нет.
Но замедлить процесс – однозначно да.
Ответственность, впрочем, как обычно, не на ком-то большом и взрослом, а на каждом из нас.
В мире все больше понимания ценности науки о поведенческих изменениях в устоявшихся институтах, в том числе для улучшения культуры назначения антибиотиков. Все больше примеров успешного управления назначениями антибиотиков со всего мира.
P.S.Материал вдохновлен 6 недельным курсом Future Learn «Антимикробная защита: управление устойчивостью к антибиотикам». https://www.futurelearn.com/courses/ant … tewardship