На майских смотрела не знаю какой раз Ликвидацию.. нравится фильм, Одесса, актёры.. гениально..вот о фильме..
О сериале «Ликвидация».
Сериал «Ликвидация» в дни премьерного показа собирал у телеэкранов чуть ли не половину страны. История создания фильма интересна сама по себе — в ней есть и комичные ситуации, и подлинная трагедия.
Машков год готовился к роли.
Режиссер фильма долго искал актера на роль Давида Гоцмана. По сценарию это был крупный лысый мужчина с манерами биндюжника. Продюсеры предложили изменить типаж и позвать на роль Машкова. Но Урсуляк сомневался, уедет ли Машков из Лос-Анжелеса ради съемок в телесериале.
Машков не только согласился, но он просто загорелся желанием сыграть Гоцмана. Чтобы войти в образ героя — коренного одессита — актер поселился в Одессе.
Около года Владимир жил в приморском городе, похудел на 20 кг, изменил походку, научился лихо грысть семечки, носил стрижку «полубокс», а также осваивал местный говор и манеры. Актер много разговаривал с сотрудниками МВД, вникая в тонкости сыскного дела, и изучал уголовную среду, общаясь с ее представителями.
Светлана Крючкова восхищалась тем, что Машков перевоплотился в Гоцмана почти «на клеточном уровне». И это действительно так, потому что артист долго после роли не мог вернуться к прежним интонациям в голосе — разговаривал «по-одесски».
Светлану Крючкову принимали за местную
Интересен тот факт, что Сергей Урсуляк долго не мог выбрать актрису на роль тети Песи и готов был вовсе убрать персонаж из сценария. Но тут его ассистент (Светлана Жигалкина) предложила позвать Крючкову, с которой работала в одном из спектаклей много лет назад.
Крючкова в гриме и костюме так понравилась Урсуляку, что он решил взять ее без проб. Тетя Песя у Крючковой получилась очень колоритной — режиссер даже добавил несколько эпизодов с ее участием, отчего фильм только выиграл.
Когда Светлана в кинематографическом образе выходила в город, то окружающие люди принимали ее за пожилую одесситку. Однажды на привозе у актрисы украли телефон. Тогда она, войдя в роль тети Песи, стала причитать и жаловаться. Это выглядело так трогательно и реалистично, что телефон через несколько минут нашелся — его подкинули. Этот случай лег в основу одного из одесских анекдотов: все знают, что на привозе воруют, но никто не слышал, чтобы возвращали.
Светлана признавалась, что съемки в сериале доставили ей большое удовольствие — она как будто побывала в детстве, которое она провела в уютном кишиневском дворике с патриархальным укладом.
В основу фильма легли реальные события.
Сценарий «Ликвидации» создавался на основе дневника легендарного сотрудника уголовного розыска Одессы — Давида Курлянда. Он начал свою работу в милиции в 1934 году в должности помощника оперуполномоченного, а на пенсию вышел заместителем начальника учреждения.
Среди коллег и преступников ходили легенды о том, что Давид заговорен от пуль — из самых жестоких перестрелок с бандитами милиционер выходил без единой царапины. Даже преступники уважали его — в борьбе с ними он не обманывал, не применял подлость и насилие.
В дневнике Курлянда описана послевоенная операция «Маскарад», инициированная маршалом Жуковым в 1946 году. Курлянд передал атмосферу событий того времени с присущим ему литературным талантом — именно его мемуары и легли в основу сценария. Сейчас этот исторический документ находится в музее ОВД Одессы
Авторы фильма создавали собирательный образ работника уголовного розыска конца 40-х годов, но старожилы узнали в Гоцмане именно Давида Курлянда. Первые серий «Ликвидации» оживили в памяти многих людей страницы истории и воспоминания о легендарном «опере».
Фиму должен был играть Андрей Краско.
Сергей Урсуляк назвал смерть Андрея Краско трагедией и для кинокартины. Он считал Андрея выдающимся артистом и сам его выбрал на роль Фимы. На момент смерти Краско отсняли уже много сцен с его участием.
Трагическое событие, произошедшее в период съемок фильма, заставило режиссера растеряться: он не представлял, как сообщить всем о непоправимом. Появились «стаи» репортеров, режиссера терзали звонками и вопросами.
Но надо было продолжать работу, поэтому Урсуляк, немного успокоившись, позвонил Маковецкому и предложил ему участие в фильме. Выбор был очень верным, потому что талантливый актер родился в Киеве, а его жена — одесситка по происхождению. Сергей очень тонко уловил городскую атмосферу и характер персонажа.
Теперь мы не представляем в роли Фимы другого артиста. Урсуляк говорит, что в исполнении Андрея Фима получился бы более жестким — с замашками настоящего уголовника.
Для съемок приглашали историка
Кино задумывалось, как детектив по мотивам исторических событий. И если сами перипетии сериала в основном вымышленные, то достоверность бытовых деталей и облик городских улиц тех времен старались воссоздать как можно точнее.
Для этого на съемки был приглашен эксперт-историк. Он консультировал создателей фильма в выборе мест для съемок, которые не изменились с 1946 года. Обстановка интерьеров и костюмы персонажей, соответствующие эпохе, также тщательно подбирались.
Песня «У черного моря» была написана позже
Эта песню для Утесова написали поэт Кирсанов и композитор Табачников в 1951 году. Создатели фильма не ошиблись, а намеренно взяли это произведение в сериал, действие которого происходит в 1946 году.
Для сцены, где Утесов на концерте исполняет «У черного моря», вряд ли можно было найти что-то более точно совпадающее с настроением людей в зале. К тому же песня стала неофициальным гимном Одессы и созвучна представлениям современных людей о послевоенном времени.
Владимира Машкова наградили.
Участие в телесериале принесли Владимиру Машкову заслуженные награды. За роль Давида Гоцмана он получил в 2008 году премии ТЭФИ и ФСБ России, а в 2009 году ему была вручена статуэтка «Золотой орел». В 2010 году на кинофестивале в Одессе Машков был отмечен знаком «Почетный работник МВД Украины» и грамотой.
После выхода «Ликвидации» на экраны у здания полиции на Еврейской улице в Одессе установили памятник в честь подвига послевоенных милиционеров. Многие увидели в бронзовой фигуре образ Давида Курлянда, а в народе памятник называют «Гоцман».